С начала года под влиянием экономических санкций автомобильная отрасль в России сталкивается с рядом изменений и потрясений. Наиболее ярко процессы отражаются на присутствии крупных игроков рынка в экономическом пространстве страны, а также на конечной стоимости продукта. Запасные части для автомобилей не стали исключением из правил: динамика изменения стоимости популярных автозапчастей с начала года демонстрирует уверенный рост.
Повышение стоимости комплектующих, необходимых для ремонта автомобилей, прежде всего связано с уходом производителей с отечественного рынка. В контексте рассматриваемой проблемы со стоимостью запасных частей, важно понимать, что отказ автомобильных производителей от сотрудничества с Россией, означает сокращение или полную остановку производства тех же самых запчастей.
Меры Правительства в виде внедрения схемы параллельного импорта начали функционировать относительно недавно и на текущий момент не могут покрыть всю потребность рынка в исчезнувших товарах, несмотря на регулярные корректировки списка товаров, разрешенных к параллельному импорту.
Кроме того, не стоит забывать о принципе работы параллельного импорта: в прямых цепочках поставок теперь появляются новые действующие лица, которые добавляют свою, пусть даже и минимальную, наценку на ввозимый товар. Таким образом, покупка запасных частей через зарубежные дистрибьюторы означает, что в ближайшее время не стоит ожидать снижения стоимости товаров и возвращения хотя бы январских цен.
Предсказуемо, наибольший рост стоимости зафиксирован в отношении наиболее популярных запасных частей. Так, автомобильные колодки подорожали, в среднем, на 65 %, а синтетическое моторное масло прибавило в цене около 40%. Пик роста цен на запчасти пришелся на июнь 2022 года, после чего изменение стоимости было практически неощутимым, однако стали более заметны проблемы с доступностью некоторых категорий деталей.
Говорить об остром дефиците деталей не приходится, однако некоторая нехватка всё-таки ощущается. Объяснение тому — волнообразность поставок и отсутствие отработанности логистических каналов. Эксперты автомобильного рынка склонны предполагать, что стабилизация поставок случится в 2023 году, что приведет к постепенному снижению стоимости запасных частей.